Вот оно, знаменитое Яйцо - Коломыйский музей "Писанка". В путеводителях и на туристических веб-сайтах обозначенное как "единственное в мире культурное учреждение, где сохраняют и экспонируют произведения росписи на скорлупе".
Оригинальное архитектурное сооружение. Фасад двухэтажного здания напоминает гигантское пасхальное яйцо. Заходим внутрь. Вокруг - витрины, панно, цветочные композиции с сотнями разноцветных яичек разной величины. Писанки в писанке. Глаза разбегаются. "Господа желают экскурсию ?", - спрашивает администратор за столиком возле входных дверей. Соглашаемся. Стоит она 10 гривен с каждого (по пять гривен берут со студентов. Осмотр музея без экскурсовода - одна гривна или 50 копеек соответственно). Платим и ждем, пока соберется группа. Администратор предлагает буклеты и каталоги музея, альбомы о росписи, календарики. Берем буклет еще за пять гривен. Через несколько минут подходит хрупкая девушка. "Я - ваш гид в течение следующего часа", - представляется младший научный сотрудник музея Ольга Беспалова.
Экскурсия начинается на улице. "Музей "Писанка", как отдел Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины и Покутья, рассказывает пани Ольга, - отделился в 1987 году. Переехал в новое помещение пять лет тому назад. Строение по проекту ивано-франковского архитектора Игоря Шумена возвели рекордно быстро - за сто дней. Строение высотой 13 метров - наибольшая каменная писанка в мире. Внутри нее развернута выставка в полторы тысячи экспонатов. А полную коллекцию, которой владеет музей, составляют свыше 12 тысяч писанок."
Входим в вестибюль. В его центре - каменное яйцо - композиция, созданная из цельного мраморного камня. Автор скульптуры, коломиянин Роман Захарчук, назвал ее "Рождение жизни". По замыслу художника, яйцо, как и Воскресение Христово, символизирует обновление.
На панно слева от входа - писанки из различных регионов Украины. Мастера Винницкой, Сумской, Киевской, Херсонской, Николаевской областей возрождают роспись по образцам конца XVII - начала ХХ века.
Киевские художницы Оксана Белоус и Зоя Сташук вырисовывают на пасхальных яйцах трипольские узоры. Они выяснили, что эти знаки - символы древней земледельческой культуры - на протяжении веков повторялись в вышивке, ткацком ремесле, росписи. В тоже время аналогичные элементы орнаментов принадлежали к знаковым системам других народов. Так, космическое дерево жизни, которое соединяет небо и землю, считается символом плодородия земли в Индии и Ираке, в Турции и Румынии, в Венгрии и Словакии.
Рядом - работы украинской диаспоры. Французов учит росписи Галина Хоткевич-Казакевич, дочка писателя Игната Хоткевича. Два года тому назад она приезжала на родину и подарила коломыянам свои писанки. Канадка Юстина Нагорняк сделала для музея особую писанку - из яйца страуса. Кстати, в средневековой Европе страусиными яйцами, украшенными чистым золотом, украшали на праздник Пасхи интерьер соборов.
Обычай одаривать близких раскрашенными яйцами присущ не только украинцам, а и японцам, пакистанцам, евреям, грекам, сирийцам, жителям Шри-Ланки. Египтяне, например, приветствуют друг друга пасхальными яйцами из драгоценного камня оникса. "Наши ближайшие европейские соседи украшают на пасху различные птичьи яйца", - продолжает рассказывать пани Ольга. "В Чехии расписывают яйца курей и гусей и развешивают их на разноцветных лентах в доме. В Польше их украшают аппликациями, которые наклеивают на скорлупу."
А румыны накапывают орнамент разноцветным воском. Рисунок на яйцах-"восковках" выходит яркий и рельефный. Так и хочется дотронуться !
Экспозиция в зале на втором этаже не такая яркая, экспонатов меньше. Однако, каждое яичко здесь - уникальное, второго такого нет. Все яйца отличаются техникой нанесения рисунка. Крашанки - простейшие. Их тонируют в растительных красителях (обычно в луковой шелухе, которая придает скорлупе красный цвет - авт.). Можно взять иголку и нацарапать на скорлупе рисунок. Расписанное фломастерами, акварельными красками или цветными ручками вареное яйцо называют декоративным.
Этнические узоры мастеров из прикарпатских сел Космача Косовского района, Замагоры Верховинского и Черного Потока, Надворнянского района, отличаются от других. Именно эти села считаются центрами мастерства. "Яйца расписывают целыми семьями, а рисунки передают из поколения в поколение. Каждая школа имеет свою собственную цветовую гамму и наиболее часто употребляемые символы", - объясняет Ольга Беспалова. Косовские писанки - "горячие", покрытые мелким желто-красным орнаментом. Чем выше в горы, тем холоднее становится цветовая гамма. "Белые" писанки - верховинские.
Исследователи насчитывают в росписях писанок более ста различных элементов. Точки, черточки, завитки здесь не случайны. Рисунки имеют определенное значение и в совокупности составляют послание (подобно тому, как буквы объединяются в слова и предложения - авт.). Их комбинация, верят крестьяне, делает писанку магической вещью. От злого глаза защищает дом "Бесконечная дорога". Такую писанку кладут в доме на видное место. Яйцо будто забирает на себя зло. Все недоброе попадает на символическую дорогу и вечно кружит по бесконечному пути.
Аллегорическое содержание и порядок росписи должны точно соответствовать назначению писанки, иначе она утрачивает свою магическую силу. За 40 дней до Пасхи, в День сорока святых, начинают рисовать "Сорокаклинку". Яйцо орнаментом из сорока клиньев последовательно расписывают 40 замужних женщин. Каждая выводит отдельный клинышек и загадывает желание. Если в росписи выдержаны каноны, все сорок желаний сбудутся.
Неизвестно, насколько магическими являются яйца, разложенные на последней витрине. Но туристы перед ней сразу останавливаются. Еще бы, на писанках оставили подписи известные политики. Иван Плющ, Анатолий Кинах, Юрий Костенко, Виктор Ющенко. "В отличие от своих коллег, - говорит экскурсовод, - Виктор Андреевич расписал яйцо собственноручно". Правда, было это еще во времена его премьерства. Писанка несколько лет пролежала в фондах и совсем недавно появилась в экспозиции - вместо другого яйца с подписью Леонида Кучмы. Но это уже другая история.
Источник: http://astour.com.ua/karpaty/pisanka_ru.php |